Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
1.1.Обращения граждан: понятие, сущность, значение
Обращения граждан в органы государственной власти являются одним из важнейших элементов демократического государства. Актуальность научно-теоретического исследования института обращения граждан в настоящее время является актуальной и очевидной .
Так, законодатель в ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ дает определение обращения гражданина.
Обращение гражданина - это письменное предложение, заявление или жалоба, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Энциклопедия также определяет обращение гражданина как собирательный термин для обозначения различных видов индивидуальных или коллективных обращений, заявлений, жалоб, предложений и ходатайств в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и управления должностных лиц.
Из этих определений следует, что граждане являются участниками общественных отношений во всех звеньях государственного управления обществом в целом. Примечательно, что государство признает граждан и определяет их правовой статус нормативными актами.
Как известно, право граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст.33 Конституции РФ. Правовой статус гражданина определяется правами, предоставленными ему законом, обязанностями, возложенными на него, и гарантиями реализации прав и обязанностей.
Из приведенного определения видно, что существует две основные классификации обращений: классификация по форме и классификация по содержанию. Первая классификация достаточно проста: обращения классифицируются в зависимости от формы, в которой они подаются. Это устные и письменные обращения.
Правильный подход к устным обращениям гарантирует максимальную скорость и законность их разрешения. По простым вопросам гражданам гораздо проще обратиться устно. Таким образом, использование устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, экономии корреспонденции и бумажной волокиты, быстрому решению вопросов.
Конечно, устные обращения не всегда подходят для решения всех вопросов. В таких случаях граждане могут обратиться с письменным обращением. Как правило, такие обращения направляются по почте или вручаются лично в руки через структурное подразделение, занимающееся этими вопросами.
Закон определяет три основных вида обращений: предложения, заявления и жалобы .
Жалобы граждан являются наиболее распространенным видом обращений. Новый Федеральный закон определяет жалобу как просьбу гражданина о восстановлении или защите своих прав, свобод или законных интересов либо нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц. Данное определение представляется мне справедливым. Ведь жалоба возникает в сфере правоотношений, возникающих в связи с нарушением прав и законных интересов граждан, установленных законом.
Законных интересов граждан, установленных законами и иными нормами, регулирующими права и личные интересы граждан, т.е. там, где отношения между гражданином и властью более чем положительные. Целью подачи жалобы является защита и восстановление прав.
ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ определяет жалобу как "обращение гражданина с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо о нарушении закона и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Предложение - очень интересный вид обращения, закон определяет его как "предложение гражданина по поводу закона или иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развития общественных отношений и совершенствования социально-экономической и иных сфер государственной и общественной деятельности".
Это определение, правильно передает суть данного предложения. Предложение не имеет ничего общего с нарушением прав, не связано с реализацией прав заявителя и направлено на изменение существующего порядка. Предложение является одной из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении.
Кроме того, эта форма обращения является одним из важнейших проявлений народовластия. Подавая предложения, граждане не преследуют личные цели, не пытаются защитить свои права от посягательств, а пытаются повлиять на принятие решений государственной властью. Само существование права на подачу предложений является "вещественным" доказательством того, что власть в России исходит от народа.
ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ также содержит понятие "должностное лицо - это лицо, которое на основании постоянных, временных или специальных полномочий осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах или органах местного самоуправления".
ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ не дает определения термину "коллективное обращение"; коллективным обращением может считаться обращение, подписанная двумя и более авторами. Особенности понятия "коллектив" (семья, политическая партия, государственный орган, юридическое лицо и т.д.) раскрываются в других федеральных законах и не имеют принципиального значения для конкретной процедуры рассмотрения таких обращений.
Обращения от имени объединений граждан, напечатанные на официальном бланке (с почтовым адресом), но без подписи, считаются обычными, не отвечающими всем предусмотренным требованиям.
Закон не дает определения термину "анонимное обращение". Невозможно направить ответ автору только в том случае, если не указан почтовый адрес заявителя.
Появился новый термин "электронные" обращения. Это обращения граждан, поступающие в государственные органы через информационные системы общего пользования и рассматриваемые в порядке, установленном федеральным законом.
Право на обращение представляет собой возможность для граждан удовлетворить свои личные, государственные и общественные интересы. Обращения граждан усиливают контроль граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, способствуют борьбе с бюрократизмом, коррупцией, волокитой и другими недостатками.
Праву граждан на обращение в государственные органы соответствует обязанность государственных органов и должностных лиц обращающегося органа тщательно рассматривать обращения граждан в установленном порядке и в установленные сроки, принимать законные и обоснованные решения при их рассмотрении.
Орган по работе с обращениями граждан предполагает наличие в его структуре материальных и процессуальных элементов. Для глубокого анализа института обращений граждан рассмотрим структуры. Структура правовых институтов всегда является предметом теории права, поэтому многие общетеоретические положения касаются самого понятия предпосылок формирования правовых институтов .
Правовые институты определяют правовое сообщество. При этом природа правовых институтов и их специфика очевидны, если исходить из того, что общность норм и положений является основным компонентом права (отрасли права).
Такое мнение поддерживает В.С. Якушев, который утверждает, что "институт права - это первое самостоятельное структурное подразделение отрасли, первый и важнейший этап в формировании отрасли".
Из сказанного можно сделать вывод, что основной задачей института права является индивидуальное упорядочение отдельных сфер общественных отношений. Иными словами, система права содержит набор необходимых правовых норм, которые способны охватить существенные стороны блоков общественных отношений.
Так, ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ определяет права граждан при рассмотрении обращений. Обращения граждан в целом представляют собой сложную и разветвленную систему регулирующих их правовых норм. Эта система, функционирующая на протяжении многих лет, служит эффективным инструментом демократизации общества, формирования правового государства и широкого участия граждан в управлении общественными и государственными делами.
1.2.Формы права граждан на обращение
Права и свободы человека и гражданина, как правило, являются основными критериями оценки качества государства, степени демократичности государства, приверженности верховенству закона, морали и общечеловеческим ценностям.
Для российского государства в последние годы характерен фактический сдвиг в сторону правового государственного строительства. Власть строит свою деятельность на основе признания чести и достоинства граждан как высшей ценности демократического федеративного правового государства.
Эта норма закреплена в ст. 2 Конституции РФ - основного закона страны, где говорится, что права и свободы человека являются высшей ценностью.
Каждый гражданин имеет право на признание и уважение чести и достоинства, участие, помощь и поддержку государства в обеспечении чести и достоинства, защиту чести и достоинства органами государственной власти на федеральном и местном уровнях.
Граждане являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения в зависимости от места их проживания и потребностей. Право на обращение в органы государственной власти является неотъемлемым правом всех граждан. Оно является не только средством защиты прав и свобод граждан, но и средством, с помощью которого народ контролирует и, в идеале, оптимизирует деятельность государства.
Статья 2 ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. определяет право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, а также на индивидуальные и коллективные обращения.
Граждане могут осуществлять свое право добровольно и свободно. Право на отказ от обращения не должно нарушать права и свободы других лиц. Следует также отметить, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Каждый гражданин, чьи права и свободы были нарушены, может осуществлять судебную защиту против государственных органов, даже если нарушение совершено лицом, исполняющим служебные обязанности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, № 19, ст. 2060
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Андреева, М. А. К вопросу об институте обращения граждан / М. А. Андреева, А. В. Юшко // Эпомен. – 2022. – № 68. – С. 88-94.
5. Бацева, О. А. Институт обращения граждан в дореволюционной России / О. А. Бацева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 2-2(53). – С. 88-92.
6. Веретенников, Н. Н. Обращения граждан в Российской Федерации: понятие, виды, законодательное регулирование / Н. Н. Веретенников, Д. В. Ковтун // Наука и образование: новое время. – 2021. – № 3(44). – С. 1-8.
7. Иванов, Ю. В. Институт обращения граждан. Проблемы и способы модернизации / Ю. В. Иванов // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. – № 2(39). – С. 37-42.
8. Коваленко, Н. В. Теоретические правовые основы дистанционного рассмотрения обращения граждан в органы публичной власти / Н. В. Коваленко // Актуальные исследования. – 2023. – № 22-2(152). – С. 50-52.
9. Мусалова, З. М. Институт обращения граждан как важный фактор развития системы защиты прав и свобод человека и гражданина / З. М. Мусалова, Н. Х. Алидибиров // Образование. Наука. Научные кадры. – 2023. – № 1. – С. 95-97.
10. Степкин, С. П. Обращения граждан как инструмент иорганизаций идискредитации других граждан и организаций / С. П. Степкин // Государственная служба. – 2022. – Т. 24, № 3(137). – С. 20-24.
11. Теплякова, О. А. Правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства в электронной форме: электронные обращения и петиции / О. А. Теплякова, Д. О. Тепляков // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 1(164). – С. 124-127.
12. Федорова, Т. В. Конституционно-правовая природа права граждан на обращения граждан в органы публичной власти / Т. В. Федорова, В. А. Казин // Гражданин и право. – 2022. – № 5. – С. 27-32.
13. Фролова, А. М. Обращения граждан как форма взаимодействия органов государственной власти и общества / А. М. Фролова // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 3(66). – С. 447-453.
14. Шамшеева, У. Б. Основные аспекты идентификации граждан при направлении обращения в органы власти / У. Б. Шамшеева // International Law Journal. – 2023. – Т. 6, № 7. – С. 159-163.